Воспитательная реабилитация
Воспитание — это процесс формирования, развития личности, включающий в себя как целенаправленное воздействие извне, так и самовоспитание личности. В обществе складывается социальный запрос на человека с такими качествами, как способность к самоопределению, дисциплинированность, ответственность, инициативность. Таким образом, система воспитательной работы в Ессентукском центре реабилитации ведется с целью формирования гармонично развитой личности, способной адаптироваться в современном обществе, самостоятельно принимать решения, обладающего высокой культурой и гражданской ответственностью. В воспитательной деятельности педагогический коллектив учреждения использует деятельностный, компетентный подход.
Система воспитательной работы обеспечивает разнообразие потребностей личности воспитанников по следующим блокам воспитательной программы:
Большое внимание уделяется развитию системы студенческого самоуправления как форме инициативной, самостоятельной общественной деятельности обучающихся, направленной на решение важных вопросов жизнедеятельности молодежи. Также трудотерапия является неотъемлемой частью комплексной реабилитации. Обучающиеся совместно с мастерами производственного обучения, социальными педагогами, классными руководителями создают сами для себя условия, необходимые для пребывания в центре реабилитации, приобретают навыки выполнения тех или иных работ особенно по специальности, которые им будут необходимы в домашних условиях, приобретают и закрепляют навыки самообслуживания. Экскурсии, организованные центром, различные встречи, спортивно-развлекательные мероприятия способствуют развитию кругозора и эффективной адаптации в обществе.
Спортивно-оздоровительное направление В центре функционируют несколько спортивных секций: футбол, волейбол, настольный теннис, дартс, шашки и шахматы. Обучающиеся имеют возможность выбрать спортивное направление, которое им необходимо. К занятиям в той или иной секции обучающиеся приступают после получения допуска врача. Обучающиеся – постоянные участники спартакиад и спортивных соревнований как городского, так и краевого уровня. Спортсмены центра – регулярные победители различных соревнований, и это несмотря на то, что соперниками их выступают, как правило, здоровые ребята – студенты ВУЗов и ССУЗов Ставропольского края.
Так, традиционно на базе центра проводится ежегодная городская Спартакиада, посвященная международному дню инвалидов, в которой принимают участие не только воспитанники центра, но и спортсмены с ограниченными возможностями города Ессентуки. Особенно популярен среди воспитанников центра велотуризм. Традицией стало проведение в центре месячника здоровья, цель которого – способствовать формированию уверенной в себе личности, осознающей ответственность за свое здоровье и необходимость занятий спортом. В ходе двухмесячника были организованы игры на свежем воздухе, соревновательные эстафеты, массовые забеги, квесты. Подвижные игры включают все основные физкультурные элементы: ходьбу, бег, прыжки, эстафету с мячом. Они способствуют созданию хорошего позитивного настроя у ребят, развитию таких физических качеств, как ловкость, быстрота, выносливость, а коллективные игры – воспитанию дружбы и взаимовыручки. Цель месячника здоровья – это не только укрепление физического здоровья, но и психологическое просвещение обучающихся. Здоровьесберегающие тренинги и психологические занятия призваны создать у ребят позитивную атмосферу, укрепить их психологическое здоровье.
В центре функционирует кружок арт-терапии, задача которой помочь слабослышащему или тотально глухому обучающемуся открыть самого себя. Цель арт-терапии состоит в том, чтобы не научить обучающегося рисовать, а помочь посредством арт-терапии справиться с проблемами, дать выход творческой энергии. Занятия по игре бочче развивают глазомер, помогают научиться стратегическому мышлению, тренирует терпение и выдержку, благотворно сказываются на обучающихся с нарушениями в работе опорно-двигательного аппарата.
Значимое внимание в Ессентукском центе реабилитации уделено духовно-нравственному воспитанию воспитанников. Каждый обучающийся должен осознать высший духовный смысл как собственной жизни, так и всего общества и государства, ибо лишь люди с высокой нравственностью способны разумно организовать свою деятельность и внести в жизнь достойный и позитивный вклад, улучшить ее и сделать в конце концов привлекательной для всех. Важнейшими задачами духовно-нравственного воспитания в центре реабилитации являются:
Познанию духовных основ существования человека способствуют встречи с представителями духовенства – христианства и ислама. Они приобщают ребят к народным традициям, способствуют воспитанию в духе уважения друг к другу, веры и милосердия, и любви к ближнему.
Гражданско-патриотическое воспитание является важной частью воспитательного процесса в центре реабилитации. Его средствами формируется правильное мировоззрение (нравственные ориентиры, идеалы и принципы), происходит становление личностных качеств, необходимых для полноценной жизни молодого гражданина в условиях современного российского общества.
В центре реабилитации регулярно проводятся встречи с представителями Совета ветеранов и Совета офицеров, военными, а также сотрудниками МВД г. Ессентуки. На своих примерах люди, побывавшие в горячих точках, пережившие тяготы военной жизни, рассказывают обучающимся о событиях тех лет, тем самым воспитывая в них чувство патриотизма и гордости за родину. Гражданско-патриотическое воспитание готовит обучающихся к жизни, к взаимодействию, труду и полноценному функционированию личности в обществе, к участию в социальной жизни государства. Формирует чувство ответственности за свой нравственный и правовой выбор (в том числе, политический), за развитие своих способностей и достижений жизненных целей. Большое внимание в центре реабилитации уделено культурному досугу и социальному туризму обучающихся.
Благодаря экскурсиям обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья познают действительность через функции анализаторов. Основное преимущество экскурсий — это наглядность, которая активно привлекает внимание, развивая, психические процессы и расширяет культурный кругозор. Экскурсии являются наиболее эффективным средством комплексного воздействия на формирование личности. Познавательный интерес, потребность получать новые знания формируются, если постоянно заботиться о расширении кругозора воспитанников – прогулки, знакомства с памятными местами. Экскурсия как живая, непосредственная форма общения развивает эмоциональную отзывчивость, закладывает основы нравственного облика. В центре реабилитации регулярно проводятся природоведческие экскурсии (парки, зоопарки), посещения культурных мест (выставки, музеи, концерты), а также ознакомительные экскурсии по достопримечательностям региона КМВ.
Экскурсии по самобытным местам КМВ, достопримечательностям и прекрасным природным местам нашего региона позволяют ребятам наполниться энергией, полюбить природу во всей ее красоте и первозданности. Известно, что природа оказывает мощный терапевтический эффект для нервной системы. Посещение культурных мест — музеев, выставок, концертов и других различных мероприятий – это прекрасная возможность расширить свой культурный кругозор. Основными задачами в этом направлении являются:
(конкурсы рисунков, плакатов, социальных видеороликов, флешмобы и акции). В таких мероприятиях воспитанники центра регулярно принимают участие и зачастую занимают призовые места. В свободное от учебы время обучающиеся с интересом посещают киноклуб центра. Просторный зал, большой экран и качественный звук способствуют максимальному погружению и удовольствию от просмотра. Увлекательные и в то же время познавательные фильмы развивают кругозор, а организованные обсуждения после просмотров учат формировать собственное мнение, высказывать свою точку зрения по тематике фильма. Под влиянием социальных, политических, экономических и иных факторов, наиболее подверженных деструктивному влиянию, в молодежной среде легче формируются радикальные взгляды и убеждения. Таким образом, молодые граждане пополняют ряды экстремистских и террористических организаций, которые активно используют российскую молодежь в своих политических интересах. В целях противодействия идеологии экстремизма и терроризма в Ессентукском центре реабилитации проводятся встречи с представителями правоохранительных органов, где в доступной форме обучающимся разъясняют о сущности таких понятий как экстремизм и терроризм, способах воздействия этих явлений на человека, причинах возникновения такого мировоззрения. Встречи проходят в форме диалога – обучающиеся имеют возможность задать интересующие вопросы и получить исчерпывающие ответы.
Другим важным направлением воспитательной работы является профилактика правонарушений в молодежной среде. С этой целью в центре налажено взаимодействие с инспекторами ПДН. В рамках информационно правовых встреч освещаются вопросы об административной и уголовной ответственности несовершеннолетних за совершение преступлений и правонарушений.
В целях противодействия идеологии экстремизма и терроризма в Ессентукском центре реабилитации проводятся встречи с представителями правоохранительных органов, где в доступной форме обучающимся разъясняют о сущности таких понятий как экстремизм и терроризм, способах воздействия этих явлений на человека, причинах возникновения такого мировоззрения. Встречи проходят в форме диалога – обучающиеся имеют возможность задать интересующие вопросы и получить исчерпывающие ответы.
Другим важным направлением воспитательной работы является профилактика правонарушений в молодежной среде. С этой целью в центре налажено взаимодействие с инспекторами ПДН. В рамках информационно правовых встреч освещаются вопросы об административной и уголовной ответственности несовершеннолетних за совершение преступлений и правонарушений.
Духовно-нравственное воспитание
Гражданско-патриотическое воспитание
Культурный досуг и социальный туризм
Противодействие распространению экстремизма и терроризма,
профилактика правонарушений в молодежной среде и ДТП